Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Мой сайт


Среда, 17.04.2024, 00:23

21.07.2012
М
амам и папам о детях и искусстве
Любая практическая деятельность малыша, такая как игра, занятия - имеет важное значение для эстетического развития. И особое место в этой практической деятельности может занимать художественная деятельность.
Дети тянутся к пению, рисунку, стихам и очень охотно включаются в эти занятия.
Известно, что ранее другого ребенок реагирует на мелодичные звуки пения голоса матери.
С ростом малыша, с созреванием всей нервно-мышечной организации его организма, он уже способен  подстраивается к певческим звукам, приплясывает под веселую музыку, перебирает разноцветные колечки, шарики. Развитие ориентировочной деятельности позволяет ребенку приступить к рисунку к концу второго года его жизни.
Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только "исполнители", но и "творцы" - они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.
Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых - создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.
Ко всем наиболее доступным формам искусства можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.
Художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее очень конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими наглядно-конкретными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма.
Искусство для детей - это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.
Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство.
Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения.
Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля - доступного и яркого.

 

21.07.2012
Д
ЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ
 
 Подборка книг для тех, кто планирует детям показывать хоть какие-то картины — не «для галочки», а чтобы им это было интересно. Хоть сколько-нибудь. Потому что мало привести ребенка в музей - надо еще мочь хоть что-нибудь ему там сказать. И сделать так, чтобы он захотел прийти туда (или в другой музей) еще. Ну или еще одну книгу прочитать.

C  2 ЛЕТ. Азбука. Из коллекции Государственного Эрмитажа

 Н а каждую букву приводится одно слово (простое, знакомое детям, но нетипичное для обычных азбук). И это слово иллюстрируется экспонатами (и их фрагментами) из эрмитажной коллекции. Альбом прекрасно издан, его рассматривание доставит удовольствие и детям, и взрослым. И позволит взглянуть под другим углом на хорошо знакомые шедевры.

 

 С 4-5 ЛЕТ. Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве»

 Небольшая книга с очень внятными ответами на простые и не очень вопросы об искусстве. Начинается книга с общих рекомендаций (пробуждение интереса к живописи, как сделать визит в музей приятным и полезным, что интересует детей разных возрастов — во всей книге дети условно разбиты на 3 группы: 5-7, 8-10, 11-13 лет). Особенно трогательны советы не ходить в музей в дождь (чтобы не казалось, что это последнее из занятий, когда больше ничего не остается) и обязательно сходить потом в кафе, чтобы достойно закрепить атмосферу праздника. Потом идут ответы на общие вопросы: о том, как вообще создаются картины, какие бывают жанры (и по нескольку вопросов о каждом жанре), откуда они взялись, за что художника называют великим, как он выбирал, что изображать, и как мог выразить себя, если работал на заказ и т.п.
Отдельная — очень ценная, на мой взгляд, — группа вопросов по живописи ХХ века в духе «Что за мазня?», «Да так и ребенок нарисует!», «Почему картина похожа на кучу мусора?», «Нынешнее искусство — вообще не искусство!» и т.п. – с очень внятными ответами на них. Без оценок, без занудства — и с большим уважением к художникам и их произведениям.
Третья часть книги - разбор 30 картин с XV по XX век. Сделан в виде ответов на детские вопросы, разбитые по возрастным группам, т.е. от простых к более сложным.

 

Серия издательства «Белый город»: «Сказки о художниках»

Около 70 маленьких книжечек в мягком переплете, в каждой из которых - увлекательная сказка о художнике, написанная на основе интересных сведений из его жизни и проиллюстрированная его произведениями. С их помощью маленькие читатели познакомятся с основными понятиями живописи, стилей и направлений и начнут интересоваться искусством и чтением.
В серии представлены в основном русские художники. Также в этой серии вышли три книги-сборника этих сказок в твердом переплете:
Галина Ветрова: Сказки о художниках
Соломко, Мурашова, Андрианова: О чем расскажут старые картины
Соломко, Улыбышева, Мурашова: Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках.

 

6-12 ЛЕТ. Трехтомник изд-ва «Искусство XXI век» — «Детям об искусстве»

На самом деле, это не совсем трехтомник: первые два тома – это перевод популярной на западе книги  Аманды Реншау и Рагги Гилды Уильямс «Детям об искусстве». Третья книга отечественного автора Янины Маракулиной рассказывает о декоративно-прикладном искусстве.
Первые два тома знакомят детей (а также их родителей) с миром искусства разных эпох и стран. При этом в книгах не излагается академическая история живописи, а делается попытка показать детям, что такое искусство, в чем был замысел художника и какими путями он его осуществил. Дети вовлекаются в творческий процесс с помощью вопросов и заданий по картинам и учатся по-другому смотреть на мир.
Подход авторов во многом схож с подходом Ф.Барб-Галль, но их книга более «интерактивна», да и произведения разбираются другие. Так что одна книга другую не заменяет, а скорее дополняет.
Третий том - «Декоративно-прикладное искусство» - рассказывает нам о вещах, которые нас окружают, служат нам и украшают нашу жизнь. Автор сделал попытку стилизовать свою книгу под первые два тома, но попытка эта не совсем удалась. Книга получилась не очень цельной (в ней смешались и народные промыслы, и витражи Тиффани, и керамика Пикассо, и фигурки Лалика, и дизайнерские стулья, и агитационный фарфор…) Но, тем не менее, она красочна, занимательна и с задачей познакомить детей с прикладным искусством справилась вполне.

 

Серия издательства «Белый город»: «Энциклопедия живописи для детей»

Около 20 книг. Произведения сгруппированы в основном по жанрам, но есть в серии также «дайджесты»: «100 великих художников», «100 русских художников», «Знаменитые полотна русских живописцев». Дайджесты – для начинающих, остальное — для детей, уже втянувшихся и готовых изучать художественые произведения более подробно.

 

ОТ 12 ЛЕТ. Сергей Даниэль, «Искусство видеть»

Книга о том, как внимательно смотреть. Можно назвать ее таким очень правильным учебником, из которого становится понятно, что на картинах, оказывается, нет ничего лишнего и все нарисовано не просто так; почему в средние века писали так, в ренессанс по-другому, а в двадцатом веке по-третьему.
«Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью» (Валери)
Понятно, что прочтение одной  — и даже нескольких — книг не подкует нас раз и навсегда. Но, возможно, кому-то поможет изменить угол зрения и сообщит что-то полезное. А это уже немало.

 

 

 

  Роль искусства в развитии ребенкаИскусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия.Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Искусство пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
       Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
       Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
      Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
      Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.
      Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
       В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
       Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
       Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде.
        Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz